К сожалению, оружейное разнообразие существует скорее на бумаге (точнее - на экране), чем на практике. Даже на средней сложности боев нет никакой принципиальной разницы между тактикой использования пистолета, пистолета-пулемета или штурмовой винтовки, немного особняком стоит дробовик (он идеален для стрейфовых плясок вокруг Тварей), а снайперская винтовка нужна в столь ограниченном числе случаев, что можно вообще смело забыть про ее существование или как вариант - таскать с собой для подстраховки Эшли или Гарру-са, если, конечно, вы их не угробили в предыдущих частях.
Вообще в тактическом плане Mass Effect 3 недалеко ускакала от двух своих предшественниц. Обещания заставить игрока меньше сидеть за укрытиями, методично отстреливая набегающие волны врагов, и больше двигаться - по большей части так и остались обещаниями. Хуже того, когда левел-дизайнеры насильно ломают привычную схему перестрелок «высунулся-пальнул», заставляя игрока лихорадочно уворачиваться от набегающих с разных сторон рядовых врагов и мини-боссов, выясняется, что сражения в Mass Effect так и не доросли до вменяемого шутера, хотя видно, что разработчики сильно старались и даже достигли на этом поприще определенных успехов. Главный источник раздражения - слегка ватное, заторможенное управление и чудо-кнопка (на Xbox 360 это А), на которую повесили все сразу - спринт, приседания за укрытиями, перекаты и перепрыгивание препятствий. Нет ничего досаднее, чем распластаться по стенке перед баньши или другим мини-боссом вместо того, чтобы удирать от них в противоположный конец уровня.
Впрочем, это не самые страшные недостатки. Намного больше нареканий вызывает качество картинки и анимации, которое является наглядной иллюстрацией поговорки про время, которое, как известно, никого не щадит. Я прекрасно помню, как в 2006 году (еще до выхода первой части) мы обменивались по аське ссылками на трейлеры Mass Effect и перебрасывались восторженными междометиями. Да, тогда по стандартам жанра RPG это было настолько круто, что можно было простить многое - и разбитые на маленькие кусочки как плитка шоколада уровни, и приснопамятные поездки на лифтах, которыми маскировались эти швы.
Во второй части камерный подход к левел-дизайну раздражал уже не в пример больше. А в финале трилогии унаследованная фрагментарность уже откровенно бесит (между загрузками уровней я спокойно успевал чатиться с коллегой в скайпе на стоящем под рукой ноутбуке, и тут же делать путевые заметки для обзора).
Владельцам PC с текстурами и скоростью подгрузки повезло больше (настоятельно рекомендую при любой возможности играть именно на компьютере), но в любом случае на технологическом фронте Mass Effect несколько устарела, даже с учетом ограничений консолей нынешнего поколения.
На самом деле я очень толерантен и к качеству графики, и старым играм вообще, но дело в том, что Mass Effect это sci-fi, и уже поэтому просто обязана выглядеть как последнее достижение науки и техники. В прочем Mass Effect 3 это всего лишь игра, а вот Мавродий уже около года строит новую финансовую пирамиду, пока можно с уверенностью заявить что ммм не платит, но обещает начать выплачивать дивиденды своим вкладчикам.