Тактический режим Стальные монстры «СМ» представляет собой многолюдную RTS, где наши взлелеянные подопечные быстренько превращаются в груду горящего металла. И RTS эта довольно аркадного толка: выделил рамкой — бросил в бой. При этом противники материализуются на поле битвы непосредственно друг перед другом.
Право же, данная часть игры кажется банально недоработанной: AI склонен идти к вам по прямой, становясь добровольной жертвой, поскольку нам остается только развернуть флот бортами и встречать его огнем изо всех стволов. Мало того, если в соединении противника есть вспомогательные корабли, вроде транспортных, то они тоже идут на нас в лобовую атаку. Камикадзе? Небольшая стайка в три подводные лодки запросто «выносит» боевое охранение конвоя включая крейсеры и авианосцы, не говоря уж об эсминцах... Перечислять подобные эпизоды можно долго (для справки: все это было замечено на максимальном уровне сложности).
Главное же — не давать игре калькулировать потери автоматически, иначе машина засчитывает поражение даже от многократно уступающего вам противника, зачастую катастрофическое. Даже если вы не хотите вникать в каждый бой, простой вход в тактику с последующим обведением юнитов рамкой и единократным указанием на врага уже сам по себе дает отличный результат. Не позволяйте машине вас обсчитывать!
А вот аркадно-симуляторная часть получилась приятной, настолько, что даже сама по себе запросто может составить конкуренцию отдельным аркадам авиатематики. Мало того, она ощущается органической частью происходящего, и я с удивлением обнаружил, что нередко сажусь в кабину не потому, что хочу чем-то себя занять, а чтобы «внести существенный вклад». Правда. Дорогого стоит даже одна торпеда, ловко засаженная в борт неприятельского корабля! Конечно, практика показывает, что AI и сам по себе справляется с этим весьма успешно, но, согласитесь, личного контроля ничто не заменит.
Наука и религия
В процессе знакомства с игрой я долго не мог понять своих ощущений. Неудобство в управлении можно запросто пережить, а другие недостатки вполне могут быть вылечены доводкой патчами. Но при этом личного контакта с игрой у пишущего эти строки не было вообще, и запускать ее для себя желания не возникало. Почему? Ответ пришел не сразу, но внезапно все встало на свои места. Авторы попытались совместить в амбициозном проекте две фактически противоборствующие идеологии. С одной стороны, «СМ» — игра для любителей исторической достоверности. Тщательное воссоздание военной техники, попытка скрупулезно отобразить военный конфликт и т.п. С другой стороны, игра делает множество реверансов в сторону тех, кто любит «попроще». Основной: режим тактических сражений — это все-таки стопроцентная RTS, а никак не варгейм.
Несомненно, против интеграции варгейма в игру есть масса совершенно железобетонных доводов. Во-первых, это невероятно сложная для реализации тема. Во-вторых, найдется не так-то много игроков, желающих управлять действительно сложным боем, который к тому же может (и будет!) длиться немалое время. А делать игру ради горстки хард-корных игроков и нескольких повернутых критиков — дорогое удовольствие. Но люди, плевать хотевшие на достоверность и историю, скорее всего, будут разочарованы скупостью возможностей модификации техники, скудностью (пусть и исторически оправданной) дерева наук, раз и навсегда обозначенным ТВД, всего парой противоборствующих сторон и прочей толпой естественных для выбранного сеттинга ограничений. И я боюсь, что найти игроков, которых удовлетворит такая странная смесь упрощений и историзма, может оказаться даже сложнее, нежели сторонников суровой реалистичности. Впрочем, кто знает... Одно известно наверника игру Стальные монстры можно купить в интернет магазине игр для ps3 так как данная игра есть как на компьютер так и на приставку.