История компании начинается с нескольких горячих норвежских парней, которые очень хотели делать компьютерные игры. Гёут Годагер (Gaute Godager), будущий директор, познакомился со своими единомышленниками в конце восьмидесятых. Созданная в девяносто третьем году компания насчитывала всего пять человек и занималась преимущественно портироваиием игр. Первый самостоятельный проект Funcom - платформер Dinosaur's Tale по мотивам одноимённого мультфильма для Sega Mega Drive.
За девяностые годы норвежцы сделали ещё несколько игр, которые в наши дни уже почти никто не помнит. Лишь на исходе тысячелетия, в 1999 году, Funcom выпустили проект, который принёс им всемирную славу, - квест The Longest Journey.
Сюжет игры повествует о художнице Эйприл Райан, которая в один прекрасный день начала видеть сны об иных мирах. Позже выясняется, что эти видения не менее реальны, чем её собственная жизнь. Левушка отправляется в долгое путешествие по магическому параллельному миру своих снов.
Игра The Longest Journey стала одним из первых трёхмерных квестов, хоть и была выполнена в 3D лишь частично. Для своего времени игра была поразительна по красоте и великолепной работе дизайнеров. Это, в сочетании с уникальной атмосферой и хорошим сюжетом, обеспечило The Longest Journey любовь игроков и благосклонность игровых критиков.
На создание сиквела игры под названием Dreamfall понадобилось целых семь лет. Игра частично сменила жанр - геймплей стал напоминать скорее action-adventure с драками и стелсом, чем классический квест. Впрочем, как раз об игровом процессе Dreamfall критики отозвались достаточно прохладно. Ценность игры была в ином: живые главные герои, эстетическое совершенство и проработанный сюжет. Продолжение The Longest Journey было скорее красивым интерактивным фильмом, чем игрой.
По труднообъяснимой причине в России первая часть The Longest Journey вышла практически одновременно с сиквелом. По слухам, игру хотели не просто перевести, а «творчески адаптировать» под русскую аудиторию. Персонажи должны были стать славянами, а сказочный мир - измениться в сторону отечественного фольклора. К счастью, локализаторы обошлись без подобной «клюквы».
Незавершённая концовка сиквела явно намекала, что вторая часть - ещё далеко не последняя. Через год после выхода Dreamfall её создатели анонсировали продолжение - Dreamfall Chapters. Увы, дальше упоминаний в нескольких интервью дело не пошло. Тем не менее многие игроки не оставляют надежду, что проект ещё будет реализован.
Вторая знаменитая игра от Funcom относится уже к жанру MMORPG. Сюжет Anarchy Online переносит нас в конец третьего тысячелетия, когда человечество в полной мере овладело нанотехноло-гиями. На планете Rubi-Ka идет ожесточённая борьба за источники энергии для наиороботов между корпорацией Omni-Tek и повстанцами. Нанотех-нологии применяются в том числе и на поле боя -с их помощью персонажи наносят урон врагам и лечат союзников. Короче говоря, в Anarchy Online с помощью нанороботов делают то, чего в фэнте-зийных мирах добиваются с помощью заклинаний. Вполне в соответствии с третьим законом Кларка.
Проект был смелым и амбициозным: огромный игровой мир, сражения с множеством участников. Но запуск сервера в 2001 году, вопреки всем ожиданиям, обернулся провалом. Из-за постоянных тормозов играть было практически невозможно. Позже разработчики исправили свои ошибки, и на сервере начались-таки перестрелки, но здоровенное пятно на репутации создателей осталось.
К «Анархии» вышло несколько дополнений, обогативших игровой процесс различными новыми возможностями. Лучшим считается дополнение Shadowlands, которое добавило в игру целый параллельный мир с одноимённым названием. Это была почти что новая игра со своими монстрами, локациями и предметами. На текущий момент игра Anarchy Online условно-бесплатная «халявщикам» недоступен игровой контент из дополнений.
Не отчаявшись после проблем с «Анархией», Funcom снова взялась за жанр MMORPG. На этот раз в качестве сеттинга была выбрана Хайборийская эра - выдуманное писателем Робертом Говардом прошлое Земли, в котором жил знаменитый Конан-варвар. Релиз Age of Conan: I lyborian Adventures несколько раз переносили из-за неготовности, но в 2008 под давлением общественности игроков пустили-таки в мир Конана. Как вскоре оказалось, это стало большой ошибкой: игра оставалась ещё очень сырой. По-настоящему тщательно проработанной была только первая локация, к тому же игроки страдали от технических ошибок. Основатель компании Гёут Годагер не выдержал очередного провала и ушёл в отставку. Ему на смену пришёл более прагматичный (по отзывам коллег) Крэг Моррисон. Уже при нём вышло дополнение Rise of the Godslayer, а также был осуществлён переход на систему оплаты free-to-play, которая спасла проект от полного финансового краха.
И всё же у Age of Conan были и свои достоинства. Игра обладала весьма нетривиальным взглядом на традиционные ролевые классы. Интерес также представляла оригинальная боевая система, в которой нашлось место управляемому фехтованию и сражениям верхом.
Компания Funcom успела выступить и в роли издателя. Несколько лет назад норвежцы выпустили Bloodline Champions - игру в жанре PvP-ареиа. Игрок выбирает одного из двадцати персонажей и участвует в командном сражении. Чем-то эта игра напоминала всем известную DotA, но в ней не было башен, мобов, покупки предметов и поднятия уровней.
Наконец мы возвращаемся в наши дни и подходим к последнему на данный момент проекту Funcom - MMORPG The Secret World. Подробный рассказ о ней вы найдёте на следующей странице, сейчас же ограничимся общими сведениями. Действие нового детища норвежцев происходит в мире, который похож на наш. С той лишь разницей, что в нём призраки, демоны и прочая нечисть абсолютно реальны. За власть над миром борются три тайных оккультных общества: фанатичные Тамплиеры, злобные Иллюминаты и хитрые Драконы.
В The Secret World не будет классов персонажей, только навыки, которые может прокачать каждый герой. Боевая система в The Secret World будет напоминать World of Warcraft. Также одной из важных частей игрового процесса станет разгадывание всевозможных головоломок.
Вот и закончилась наша маленькая экскурсия в прошлое Funcom. Далеко не все творения норвежцев становились шедеврами: хотя многие до сих пор помнят и любят The Longest Journey, тот же Age of Conan игроки встретили куда прохладнее. И всё же обычно игры от Funcom находили свою широкую аудиторию. Надеемся, что The Secret World не разочарует.