«Саморост» чеха Якуба Дворс-кого (Jacub Dvorsky) — самый знаменитый и, вполне вероятно, лучший флэш-квест. В него играли миллионы,а на одном квестовом сайте каждый месяц, восемнадцатого-с-половиной числа, отмечают День Самороста. Он заслуживает сиквела, а Якуб, скрывающийся под вывеской Amanita Design (www.ama-nitadesign.com), — тех десяти долларов, которые придется выложить за полную версию «Са-мороста-2» (www.samorost2.net).
Первый «Саморост» был дипломной работой Якуба. За нее он получил «четверку» — на факультете графического дизайна и визуальных коммуникаций больше привыкли к мультфильмам. Вторую часть пан Дворский с маленькой группой единомышленников делал почти год, трудился с утра до вечера, и, по его словам, «пришлось выбирать: или выйти из андерграунда и сделать игру коммерческой, или умереть с голоду». С голоду Якуб не умер, игра продается, автор круглые сутки отвечает на письма поклонников и подумывает о расширении производства для труда над полнометражным (и, вероятно, не столь флэшевым) «Саморостом-3».
«Саморост-2» состоит из все тех же замечательных картинок, на которых, ради пробуждения к жизни героев и объектов, надо кликать в определенной последовательности. Это квест без инвентаря, диалогов, с минимальной (или номинальной) сюжетной линией, квест, которому оставили ТОЛЬКО пиксель-хантинг. Если в первой части мы спасали планету от столкновения с бездной, то во второй «сюжет» закручен вокруг похищения собачки парой инопланетян. В бесплатной части, в которую можно сыграть на сайте, удается спасти животное, в коммерческой — выбраться из чужого мира. Гном в белом колпаке ползает по канализации, пещерам, высохшему лесу и домикам пришельцев...
Больше всего радуют даже не сами задачки на очередность кликов (они, как и в первом «Саморосте», совсем простенькие: перевернуть жука, подключить холодильник, заправить такси, отобрать молоток у улитки), а вот это ощущение настоящей, живой игры, со звуками и анимацией (бабочки летают, листья колышутся, муравьеды прогуливаются), родившейся из ничего в окошке вашего браузера, помаячившей в нем немножко (она, увы, такая короткая! Даже в полной режиссерской версии) и бесследно исчезнувшей.
Прекрасная музыка, появилась система сохранений: за каждый пройденный уровень, как в старых консольных играх, дают пароль. Излишняя, мне кажется, мера предосторожности. Игра длится менее полутора часов — и это только потому, что пара пазлов требует не просто пиксель-хантинга, а пиксель-хантинга на время. Помните единственный аркадный экран первого «Самороста»? Столько же попыток. Если вы очень любите играть в флеш игры то большое разнообразие игр вы можете найти здесь. Даже искушенный геймер найдет себе подходящую бесплатную флеш игру.