Разные типы оружия, разные тактики действий, использование укрытий и динамизм, свойственный экшенам... В принципе, с последним разработчики даже не соврали. Однако что касается тактик и укрытий - тут с грехом пополам можно наскрести парочку примеров. Да, большой шагающий треножник можно запутать, постоянно забегая ему в заднюю полусферу и непрерывно расстреливая, пока он неуклюже разворачивается. Да, если найти какую-нибудь корягу и присесть за ней, дэмэдж по тебе со стороны врагов будет меньше. Только нафиг это все надо, когда рядовые монстры выносятся с 3-4 выстрелов и в то же время отряду из 5 обычных мобов надо несколько залпов, чтобы проковырять броню игрока-медика (не говоря уже бетонированном арморе солдата). В результате я, выбрав саппорт-класс, за неделю добрался до 26 уровня, побегав в группе лишь пару раз в самом начале, пока не дошло: достаточно прокачать пару-тройку лишних уровней, и все инстансы, куда надо бы ходить толпой, можно спокойно пройти и соло!
Ладно, допустим, это издержки недоделанности баланса. Но вот скажите, как назвать ролевую систему, где древо профессий приносит плоды в виде 8 классов, причем реально полезных скиллов у каждой специализации найдется штук по 6-8, из которых не пассивных, т.е. используемых в бою активацией, бывает и того меньше. Но даже с таким мизером мне очень интересно, кому из девелоперов пришла в голову мысль, что хотбар должен состоять всего из двух панелек по пять кнопок, причем под оружие и девайсы из них отведена только первая пятерка? И это если учесть,
что одних только типов дэмэджа у оружия насчитывается 7, не говоря уже о вариантах самих стволов (пистолет, ружье, пулемет, шотган, гранатомет, инжектор и т.п.)?
И, конечно, нельзя не упомянуть об отсутствии каких-то развлечений, кроме непосредственно боя. Крафтинг пока является штукой глупой и бесполезной: кому захочется тратить драгоценные скиллпоинты на увеличение крафтерских скиллов, если ради этого придется пожертвовать прокачкой боевых навыков? При этом делать себе альта-крафтера, пока не прокачаешься до максимума, практически бессмысленно: даже если на 30-м уровне сделать себе клона и вложить ему все очки в крафт, он сможет ап-грейдить предметы только до 35 уровня. Т.е. по достижении главным персом 36 левела, придется параллельно бегать и качать альта, потому что от крафтинга экспа не идет - только от боевки.
Экономической модели в игре пока что просто нет. За счет быстрой прокачки так же быстро обесцениваются шмотки, поэтому на аукционе можно по дешевке собрать себе доспех и арсенал из сплошных квестовых "раров" - предметы не "биндятся" на конкретного персонажа, использовавшего их первым, поэтому народ скидывает их за копейки. Это, кстати, еще одна причина бесполезности нынешнего крафта.
Казуал Энтертейнмент
Не знаю, о чем думал Ричард Гэр-риот. Не знаю, какие идеи он хотел вложить в проект, и какие идеи были на этот счет у его боссов из NCsoft. Я могу говорить только о том, что вижу: вместо усложнения механики и увеличения возможностей игрока Tabula Rasa шествует по пути оказуаливания всего и вся. Искренне хочется верить, что это - на самом деле просто очень суровый фичекат, а не изначальное направление работ. Хотя последнее как раз вероятно. Появление в онлай-не огромного количества непрофессиональных игроков, не готовых к сложностям, вполне могло быть одним из учитываемых факторов при разработке.
Как бы там ни было, факт остается фактом: сейчас Tabula Rasa является простецкой игрушкой для людей, только знакомящихся с MMORPG. Это видно и по детсадовской простоте игровой механики, и по легкой прокачке, и по сплошному соло, и по практически полному отсутствию небоевого контента. Очень сильно напоминает Hellgate: London, хотя выглядит и играется не так муторно, потому что биться надо не в маленьких комнатах, а на открытой местности.
Компьютерная игра вполне подойдет как первый опыт знакомства с MMORPG для людей, не чуждых шутерам (потому что прицеливаться там, хоть и с немалой допустимой погрешностью, придется как в средней руки экшене). А вот опытным игрокам, которым нужны не только боевка и прокачка, Tabula Rasa не в состоянии предложить ничего, кроме необычного Sci-Fi сеттинга. По мимо игр на подобии Tabula Rasa есть еще огромное множество других возможно более интересных как для юношей так и девушек. Кстати игры для девочек бесплатно в винкс может сыграть любой человек. Без установки, а прямо онлайн через браузер.