Доминирующее чувство такое: я умиляюсь. Я умиляюсь разработчикам, которые сказали: в С4 соотношение “симулятор/аркада” составит 50/50. Я умиляюсь тому забугорному журналисту, который осмотрел демо-версию (я на нее в свое время тоже успел глянуть) и сказал: больше похоже на 60/40. И наконец, я умиляюсь сам себе. Точнее, тому, что написал тогда, когда вся доступная информация - пресс-релиз и штук пять маленьких скриншотиков (с пенящейся водой, высокой травой и прочими штуковинами, ранее совершенно несвойственными не только вертолетному симулятору, но и большинству 3D-nrp вообще). Авторы сказали, что все будет очень похоже на первый “Команч”. Ну что ж, чего-то в этом духе я и ждал.
Время показало, что я был слишком наивен.
И откуда же ты такой...
Ругать “Команч” очень легко — если есть желание. Но вообще это неправильно. Тот самый забугорный писака, который определил содержание симуляторной составляющей аж в 60 процентов просто-напросто не видел в своей жизни ни одного настоящего вертолетного симулятора. Правильный ответ - это процентов десять. А то и меньше. Эти десять процентов игра получает исключительно за то, что ее главный герой, если смотреть на него со стороны, действительно здорово похож на разведывательноударный вертолет RAH-66. К тому же, если присобачить к нему крылья и не убирать шасси, то его ЭПР действительно увеличится.
Кстати, это, по всей видимости, первый виртуальный “Команч”, который может в процессе полета сбросить крылья. Кого мы должны благодарить за такую возможность? Правильно, Тома Клэнси с его романом Executive Orders (в нашем переводе -“Слово Президента”). Сами разработчики нипочем бы до такого не додумались. И еще: с крыльями и выпущенными шасси “Команч” покажет меньшую скорость, чем без оных. (Кстати, молодцы - вот такого проявления реализма я никак не ожидал; спасибо за приятный сюрприз).
Ну и слегка вертолетное поведение: машина, двигаясь вперед, опускает нос, а, двигаясь назад, поднимает. Еще она обладает-таки некоторой инерцией и ее слегка заносит на поворотах.
Пожалуй, все. Дальше начинается в чистом виде 3D-action. Причем это вовсе не оскорбление, а констатация факта.
Я пробовал рулить этой штукой при помощи своего отличного джойстика. В принципе, получалось, но уж больно как-то криво. Вот тут у меня в мозгах что-то щелкнуло, и я переключил управление на классическую комбинацию WASD+mlook.
Тут же выяснилось, что вся летная модель “Команча” оптимизирована именно под такое управление. Он разворачивается с такой скоростью, с какой вы способны рвануть мышь вбок. И точно так же моментально тормозит. Движения вперед, назад, стрейф - полная аналогия сами знаете с какими вещами. Есть даже прыжок, который осуществляется - чем? - правильно, пробелом. Если нажать его и держать, то машина начинает шустро набирать высоту; как только вы отпустите клавишу, вертолет тут же уйдет вниз, до первоначального уровня. Странно, но как раз при таком раскладе в ваших действиях появляются некие элементы настоящей тактики ударного вертолета - подскок из-за укрытия, выстрел, уход.
К чему я все это говорю? А к тому, что судить игру по стандартам, принятым в жанре авиасимуляторов просто нельзя. Иначе получится рассуждение в стиле “яблоко -это очень плохой банан”.
А как там у него с точки зрения action? В этом я разбираюсь хуже, чем хотел бы -но, похоже, что вот тут-то все нормально. Впрочем, судите сами.