Если стену нельзя пробить, это не смешно. Настоящий мир состоит из атомов и вообще очень сложно устроен. Игровой мир, чтобы в нем было интересно жить, тоже должен быть устроен сложно. Все игры из нашей подборки могут похвастаться хитрыми фокусами, взятыми из реальной жизни. Рассчитывается зона видимости каждого персонажа с учетом поворота глаз (Commandos), взрывная волна, траектория полета пули с учетом характеристик материалов (JA2). Правда, на рушащиеся потолки Х-СОМ: Apocalypse никто из конкурентов посягать даже и не пытался, и даже поборники физического реализма из Sir-Tech хитро обошли эту проблему стороной — в игре все по-прежнему одноэтажное.
Commandos самобытен и не вписывается ни в какие рамки, но при всей своей "аркадности" может дать немало уроков старичкам. Возьмите тот же эффект со слухом и зрением, вспомните, как фрицы идут по следу, поднимают тревогу, увидев труп товарища. Гениальный дизайн уровней и сложная система взаимоотношений между NPC — вот если бы все это перенести в более сложную игру!..
Еще идут старинные часы
Вопрос "real time или turn based?" пока остается открытым. Проведенный нами блиц-оп-рос среди разработчиков "детей" показал полный разброс мнений. Одни боготворят Х-СОМ и отказываются от режима реального времени, для других Х-СОМ оказался слишком сложным, а походовой режим — занудным до смерти. Apocalypse показал, что real time может быть очень даже к месту, но разработчики SWAT 2, по моему мнению, испортили свой си-мулятор излишней стремительностью. Кстати, интересная деталь: в Jagged Alliance 2 не будет "реального времени", хотя первоначально предполагалось сделать оба режима. Это повод для размышлений...
Трансформация сознания
Итак, предварительные выводы. Среди подросших детей Х-СОМ я не вижу ни одного претендента на трон нового Х-СОМ. Ближе всех к папе подобрался Jagged Alliance 2, и мы должны со всем уважением признать, что разработчики не пытаются копировать старые идеи, а идут исключительно своим путем. Трудно сказать, что получится в результате, но пока все выглядит очень интересно.
И еще одно интересное наблюдение: чем больше времени проходит со дня смерти Х-СОМ, тем ниже опускается планка. Если бы три года назад меня заставили поиграть в Soldiers at War, я с негодованием отказался бы тратить время на такую лажу. А сейчас — это "Наш выбор". Элементарная ностальгия — простое, а потому очень сильное чувство. В жанре RTS мы, так или иначе, можем говорить о некоем "прогрессе". Изображение становится красивее и объемнее, появляются новые эффекты, народ вовсю улучшает интерфейс управления и вообще извращается, кто во что горазд.
В жанре же "squad level tactical" наблюдается процесс обратный, если не вырождение, то застой — точно. К счастью, такие игры гораздо сложнее С&С-клонов, а потому выходят редко и не успевают нам надоесть. Будут ли продолжаться эксперименты в этой области, стоит ли нам через год ждать Jagged Alliance 4 или четвертой части сериала от Random Games? Тайловые ландшафты и интерьеры при поддержке Hi Color и хитроумных высокотехнологичных эффектов еще способны постоять за себя. А значит...
Но — через год это вряд ли будет интересно, если все останется на том же уровне, что и сейчас. 3D действительно позволяет создавать более реалистичные во всех отношениях миры, и Incubation — неплохая заявка на тактические си-муляторы третьего поколения, но игре предстоит работать над собой. Мода на "реальное время" пока не собирается проходить, а появление роскошных 30-шутеров последней волны только подстегнет интерес к 3D.
Х-СОМ: Apocalypse на "движке" от Unreal, Blue Ву{е'овский Shadow Pact, о котором мы писали в прошлом номере, сомнительный RainBow Six от Тома Клэнси — в следующем году нас ждет волна "командных" ЗО-шутеров с сильными тактическими, а возможно — даже стратегическими элементами.
Это внуки Х-СОМ, и, надеюсь, они заслужат в будущем своей обложки. Как когда то это заслужил свою кино сайт freezee.ru