Вокруг света за 80 дней» — наименее обязательная КИ из всего недавнего набора играизаций французского классика. Ее, безусловно, нельзя назвать скверной, просто это, увы, совершенно проходной проект, без вопиющих недостатков, но и без достоинств. К такому творению можно обратиться только от нечего делать, ибо оно является столь же пустым и лишенным эмоционального наполнения видом досуга, как и ТВ-просмотр.
Вокруг глобуса
Еще до начала самой игры, во время лицезрения заставки, на нас буквально обрушивается обыденность, столь характерная для геймплея «Вокруг света». Герой, здоровенный блондин с размытыми чертами лица и бодрыми развязными движениями, сперва выслушивает длинное письмо от родственника, а затем долгое бессвязное объяснение того, почему ему надо непременно отправиться в путешествие: «Видишь вот этот замечательный глобус? Предлагаю объехать его за 80 дней». Как водится, от оригинального сюжета (по неизвестным причинам) не оставлено камня на камне, и объяснить завязку уже через несколько минут почти невозможно, поскольку все предшествующие события были поданы невнятной скороговоркой. Делаем первый вывод: «Вокруг света» относится к своему сюжету несерьезно, что и нам предлагает. Что ж...
Потом-то мы поймем, что это впечатление обманчиво, что история до краев полна интриг и неожиданных поворотов; мы встретим в игре множество забавных персонажей, — и как же жаль, что все это каким-то образом умудряется чуть ли не проскальзывать мимо нас, почти не затрагивая, оставляя минимум воспоминаний.
В погоне
за секундной стрелкой
Итак, мы выходим в солнечный трехмерный мир. Долой оковы плоского квеста, даешь полную свободу перемещений и действий! К сожалению, за независимость пришлось серьезно заплатить. Несмотря на то что поначалу благодаря ярким насыщенным цветам игра кажется даже красивой, вскоре создавшееся было впечатление немало портится. Беда вот в чем: оптимизации ради предметы хоть сколько-нибудь детальны лишь в непосредственной близости; а как только мы отходим подальше, дома-музеи и базары-храмы удивительных городов превращаются в угловатые коробки с минимумом текстур. Да, к подобным трюкам с детализацией прибегают едва ли не все игры, но здесь подобные нелестные трансформации иногда происходят чуть ли не у самого носа.
«Вокруг света» — стопроцентный квест, и не простой, а в реальном времени. Но не спешите радоваться, до шедевров вроде The Last Express тут, как пешком до Луны: само течение времени ни на что не влияет, фактически игра предлагает лишь решение задачек под тиканье секундомера. Оббежать несколько точек, выполнить простейшие действия, попутно в паре мест проявив сообразительность... Черт возьми, не успел! В целях нагнетания спешки мы не располагаем
особыми излишками времени, его хватает только на то, чтобы все сделать правильно, без запинок и чесания в затылке. В итоге, игра превращается в постоянное переписывание черновиков: сначала мы осматриваемся, пробуем какие-то действия и решения, ищем дополнительные радости в попавшихся на глаза закоулках, а потом загружаем нужный сэйв и набело повторяем нужную цепочку действий. Интересности, признаться, это нисколько не прибавляет, хотя и делает прохождение чуть длинней...
Спящие в терновнике
Авторы понимают сомнительность такого решения, а потому введены три уровня сложности, и на минимальном ограничение времени отключено. С одной стороны, это хорошо, поскольку иначе от бесконечных припевов мы слишком быстро достигали бы критического порога фрустрации, а с другой... понимаете, лихорадочная гонка — главный элемент геймплея «Вокруг света». Без нее легко и приятно, но потом задаешься вопросом: а я-то что здесь делаю?
Впрочем, до поры от этих мыслей удается отмахнуться. Тем более что игра весьма успешно справляется с нашим развлечением. Так, те четыре города, что мы посещаем на кругосветном пути, это довольно крупные населенные пункты, по улицам которых можно долго бродить, вживаясь в роль праздного зеваки. А за небольшую сумму едва ли не на каждом углу можно арендовать средство передвижения: верблюда или диковинный автомобиль. Тарахтеть по узким улочкам на шумном чуде техники, по дороге приставая с расспросами к малоразговорчивым прохожим и заглядывая в лавки, так приятно!
Уличный общепит — жизненно важная необходимость «Вокруг света», поскольку за героем постоянно наблюдает безжалостный измеритель усталости. Стоит энергии упасть до критического уровня, и отважный молодой человек валится без сил, засыпая на месте. Из-за этого он теряет целых двенадцать часов (если вы не отключали счетчик времени, это катастрофическая утрата), а силы такой экстремальный отдых не очень-то и восстанавливает (привет the Sims!). И главный способ оттянуть момент отхода ко сну — хорошенько подкрепиться!
Силовое поле вокруг нас
Свобода передвижения аукнулась заигрыванием с соседним жанром action/adventure, ибо здесь есть... прыжковые пазлы. Мы не уверены, быть может, на свете есть люди, которым такие вещи нравятся, но... Но они еще и некорректны: разработчики определяют «правильный» путь достижения цели, по которому должен проскакать блондин-кенгуру. А вот если мы найдем альтернативную дорожку, непредусмотренную авторами, игра просто НЕ ДАСТ ею воспользоваться: мы разбегаемся, прыгаем и на лету втыкаемся в невидимую стену. Нельзя-с? Да, богородица не велит.
Несмотря на возможность выбора очереди прохождения некоторых эпизодов, игра линеина, как трость, и представляет собой череду крохотных мини-заданий. Запутаться невозможно: все нужные точки отмечены на мини-карте, а перед тем как дать нам какую-нибудь квестовую задачку, «Вокруг света» запирает нас на небольшом участке, на котором непременно находится все необходимое. По большому счету, голову можно отключить — она не потребуется. Задания разъяснят, нужные точки подсветят, остается только подставлять ладошки.
Привычные квестовые идеалы принесены в жертву безумной спешке, ведь сложные и интересные загадки не решаются на бегу. А благодаря свободе передвижения в городах часть задачек напоминает мини-квесты, уж простите, пожалуйста, из GTA.
Общение и обобщение
Диалогов в игре масса, они не требуют от нас совершенно никакого участия, а просто пытаются по мере сил забавлять. Получается не очень. Плохо получается. Каждый встречный считает своим долгом непременно схохмить. Вот только с остроумием у ребят беда: ничего страшного, если шутка глупая, но куда деваться, когда она несмешная? а если шутки валятся лавиной и одна бледнее другой? Герой, конечно, улыбается во все тридцать два полигона, а мы тоскуем. «Хотите, продам за бесценок неподдельную копию спортивного бюстгальтера Клеопатры?» Ну как вам сказать...