Лицо современного шутера именно такое, каким его видел когда-то в своих розовых мечтах среднестатистический обладатель черной клавиатуры с резиновыми кнопками: дикое, неумытое, растерянное и пьяно-веселое. Сложно мечтать о чем-то большем, когда экран под-грузки уровней сверкает похабными анекдотами. Должно быть, поэтому современный шутер и сам похож на похабный анекдот: он, кроме собственной дикости и похмельной удали, еще и трагически, фатально не смешон.
В гостях у краски
Под барабанный бой вполне современного шутера Gene Troopers (GT в наших кислотных огородах) можно маршировать и шинковать капусту, его ритм прост и назойлив, как хорошо зарифмованный ямб. На всем своем протяжении GT классическим сержантом лупит игрока по филейным долям, заставляя испуганно радоваться каждой незатейливой мелочи; главное — не сосредотачиваться, не сбиваться с ноги, не останавливать взгляд на чем-то дольше десятой доли секунды. Чтобы незапланированного, не дай бог, не случилось, игра применяет невиданный доселе дизайнерский прием: нацепив на себя оборонительно-ядовитую расцветку, она пугает глаза. Палитру для своего творения словацкая Cauldron, должно быть, выменяла в аду на сценарий Chaser — сложно себе представить, что этот колористический кошмар порожден человеческой рукой. Мало того что художники используют такие цветовые сочетания, что иногда ощущаешь себя внутри гигантской игрушки-калейдоскопа. Мало того что геометрия GT не признает размытых границ и плавных переходов.
Они еще играют на внезапной смене гаммы! Честное слово, того умника, что измыслил снабдить один из внутриигровых эффектов черно-белым фильтром, хочется обнять как брата. За стимул. С мотивацией вообще получилось как-то некрасиво. Поначалу еще живет дурацкая надежда на то, что это стеб. Ну, глупый, ну, неуклюжий... не всем же быть мон-ти-пайтонами. Когда рыбообразное в комбинезоне хватает хрупкую девушку и по-античному кладет на плечо (безо всяких объяснений. Просто врывается в комнату, хватает и кладет на) — в голову начинают лезть мысли о второй части Serious Sam (кто бы что ни говорил, не самый дурной ориентир)... Напрасно. Они серьезно. В брутальном мире GT нет места полунамекам. Если ворвался, значит ворвался. Если вцепился в пятку главного героя, значит — намертво.
Принцип базара
Таким подходом GT напрочь убивает желание познавать. И тут же пытается это желание стимулировать: давайте общаться, неожиданно сообщает игра запертому в инопланетной клетке герою. Кон-нектинг пипл по-генетически — это странная система вопросов и ответов, неравномерно разбросанных по эпизодам: во второй раз о своем предложении GT вспоминает две локации спустя. Беседы вполне отвечают общему духу: «Мы должны быть осторожными. Нас могут преследовать. — Точно! Именно поэтому я не хочу иметь с вами обоими ничего общего. Счастливо!» Так здесь избавляются от ненужных персонажей. Или вот еще: «Ты в большой опасности! — Скорее, в большой куче дерьма! — Вполне возможно.» Необычайно бодрит! Это новый способ мозговой деструкции?
Особенно раздражает своевольная манера GT забываться в диалогах в самый неподходящий для этого момент — в промежутке между двумя кровавыми банями, во время коридорной погони или почти бесконеч-ной осады. Еще секунду назад мы прятались за углом и слушали недовольный вражий клекот, а вот уже прямо сейчас нам предлагают узнать «нечто большее» — о нашем партнере, случайном попутчике или, как говорил Адамс, вообще. Лингвистические домогательства заменяют игре сюжет и дают повод заикаться о нелинейности; все ненужное скрупулезно заносится в журнал, как если бы мы хотели услышать это еще раз.
Хотя персоналии, конечно, попадаются забавные: один встречный забулдыга, фанат генной инженерии, предложил нелегальную модернизацию; другой долго рассказывал о себе (цикл: «Кто вы? — Не помню. — Что с вами случилось? — Понятия не имею. — Тогда я пойду? — Может, ты хочешь услышать мою историю?...»). Случайный разговор, кстати, может закончиться банальным мордобоем... или новым разговором, что гораздо хуже. Это не «новаторская РПГ-система» и даже не тренд. Это конфуз.
Валенки
В остальном все не так интересно. Gene Troopers — это сплющенный и вывернутый наизнанку Halo. С известными, конечно, натяжками: вместо гигантского обруча — малиновая простыня, вместо отрепетированной хореографии боев — детсадовская куча-мала. Зато некоторые миссии стянуты едва ли не целиком: интересно, сколько дизайнеров Bungie зашлись в икоте, когда Cauldron компилировала свои баггийные кроссы? От Halo игре достался и чудовищный, разбавленный Star Wars-хромосомой облик монстров — все эти электрические акулы, летающие паразиты и мохнатые карлики. На поведении звездных скитальцев сказался общий эконом-класс (есть в игре такие существа... маленькие и косолапые... так вот, на них отдохнули особенно: мерзавцы убивают мысленно — стоит лишь приблизиться к визардам на в меру интимное расстояние.
Раз — и все, зрачками в небо, без звука и эмоций): если икс-боксовый хит аккуратно балансировал на грани тактической вылазки и банального навала, то GT по зову крови скатывается в черную пучину бессмысленной суеты. Не имеет значения, как выстроена логика текущего уровня, — в лабиринтах подводной базы и на плацу оккупированного космопорта бой будет одинаковым. Всегда. Статисты прыгают под пули, умирают от рикошетов и сквозняков и складываются в аккуратные, ровные штабеля — вот, собственно, и вся механика GT одним предложением.
Ну да, можно швыряться ящиками (на сей раз за безотказный им. Г. Фримена прием отвечает отдельная кнопка, цитата: «...со временем вы научитесь перемещать врагов»). Можно создать из воздуха ледяной щит. Можно соскребать с трупов чешуйки и обменивать их на Особые Способности — да только ни на что это не влияет. Это тупик! С дрифтом или нет, с прибором ночного видения или без него. На экране по-прежнему безвкусное ирландское рагу, ровно тот же апатичный прыг-скок, что и пятью, двадцатью, тремястами минутами раньше. Здесь очень тяжело дышать — в каждом из шести предлагаемых миров, и даже увеличившаяся вдруг до четырехсот единиц полоска лайф-бара (баланс сохранен одним нехитрым махом топора: огневая мощь антагонистов — что? — правильно: возрастает ровно в четыре раза) не может разогнать безнадежно затхлый воздух. Здесь еще остались недовольные Quake 4?..