Каждый игрок перемалывает на сосиски впечатляющую дозу виртуальных жителей Германии: еще немного, и мы всерьез задумаемся, не переименовать ли родину Рейха номер три в «Китай» — из чисто иллюстративных соображений. Call of Duty 2 (COD2 для рыцарей Круглого стола) вносит свою полновесную лепту в процесс изведения разбежавшихся по белому свету гитлеровских молодчиков и в том выгодно отличается от своих братьев по оружию. В отличие от отяжелевших под гнетом собственной значимости Brothers in Arms и Medal of Honor, герой дня управляется с задачей развлечения ненаглядных нас легко и непринужденно. Играючи. Давно забытое ощущение, правда?
Искусственное дыхание
Неуловимый излом в судьбе FPS-жанра дорогая редакция почувствовала пятым звериным чувством, сразу в множество голов, одномоментно. «Шутеры превращаются в аркады». Call of Duty 2, например, достойна упоминания рядом с легендарными двумерными произведениями искусства Karateka, Prince of Persia, BlackThorne... Это нельзя увидеть на скриншотах, зато легко почувствовать кончиками пальцев. Когда-то трехмерная графика рассекла жанр надвое, четко отбив Два от Трех, но теперь век феодальной раздробленности, кажется, подходит к концу. У шутеров было слишком много заморочек (буквально!) — Call of Duty 2 лишь выигрывает, избавившись от большинства. Что вы скажете об FPS без аптечек? Или об FPS без «градусника жизни», то есть вообще? Мнение редколлегии: это классно, ребята!
Не раз и не два мы удивлялись способности землян из Quake 4 забрасывать бронежилеты и амуницию глубоко во вражеский тыл. Даже туда, где не ступала нога человека. Замечательный пример ситуации, когда одно неестественное дизайнерское решение (жизнь в «процентах», например) влечет за собой еще с дюжину нелепиц. Расслабьтесь, сделайте три глубоких вдоха. Вам лучше? Можете читать дальше? А воевать? Героическим русскому, американцу и англичанину из Call of Duty 2 требуется несколько судорожных глотков воздуха, чтобы полностью оправиться от ранения. Скажете, ересь? А может, это была царапина, сущий пустяк? Или легкая ягодичная контузия? В любом случае баланс COD2-геймплея ощущается острее, ярче — солдаты редко интересуются, сколько процентов жизни вышиб из сослуживца пинок прикладом в живот. «Задело?» — трясут за плечо они. «Ерунда. Жить буду». Браво. Да здравствует естественность. Прощайте, мучительные размышления о цифровом эквиваленте урона от пули калибра 9 мм. И никакого морфия на столе у секретарши (помнишь F.E.A.R., брат?).
Слева направо, сверху вниз
Три разношерстные кампании новой Call of Duty побеждаются шаг за шагом, чекпойнт за чек-пойнтом. По доброму обычаю WW2-шутеров, COD2 покрыта невидимой сеткой триггеров: физическое достижение вон той ржавой бочки, сгоревшего танка или погрызенной снарядами кирпичной кладки вызывает скриптовый переполох у искусственно-интеллектуальных гитлеровцев. Они запрограммиро-ванно откатываются назад или идут в атаку, седлают танки, осыпают позиции гроздьями «вантузов» (так окрестил немецкие гранаты простодушный американский Джон). К чести деве-лоперов, ячейки скриптового невода столь мелки, что поведение противника не вызывает нареканий даже у ветеранов Far Cry.
При одном условии — если вы не забываете двигаться вперед. Попытка пересидеть фашиста в окопе заканчивается сущей фантасмагорией: позиции оказываются завалены десятками тяжелопрепарированных трупов «своих» и «чужих», а неумолимый генератор подкреплений продолжает плодить бойцов по обе стороны окопов и немедля сталкивает их лбами в самой правдивой пародии на всамделишный ближний бой. Постановка смотрится одновременно мультяшно и жестоко. Взрывы красиво раскидывают куклы тел (без расчлененки), снайперские пули подбрасывают каски в воздух, шквальный огонь пулеметов срезает бегущих бойцов, умирающие пытаются отползти к своим.
Их настигают контрольные выстрелы или удары прикладов. Прекрасно инсценированная бойня дымно виляет хвостом и ждет действий от своего белого господина. «Better you, than me, фашистская собака!» — кричит из-за печной трубы сержант Красной армии на очаровательной смеси картавого одесского английского и чистейшего русского. Причуды глобализации. Роскошные трехмерные задники стелются под ноги с патентованным лоском хорошего скрол-лера. Только не слева направо, а от горизонта и за спину. Впрочем, какая разница? Первосортный образчик ландшафтного дизайна то и дело проворачивается под подошвами солдатского сапога: «Тигры» проламывают стену и открывают новую лазейку, нечаянная, то есть тщательно проскриптованная, авиационная бомба направляет бойцов в следующую зону. Дизайнеры COD2 ни на секунду не оставляют своих постов. Пока миссии не оборвутся триумфальным ничем, они будут развлекать отважного борца с фашизмом все новыми и новыми штучками. Черт подери, это же живое пособие, мастер-класс для подавляющего большинства FPS-производителей, склонных к тактике «поматросил-и-бро-сил» в отношении к скриптам в собственных опусах.
История с историей
Микроменеджмент спасает и губит Call of Duty 2. С одной стороны, мы решительно не штирлицы, занимаемся сугубо сиюминутными делами: выкуриваем фрицев с улицы Solechnaya (орфография сохранена), удерживаем маленькую алжирскую деревушку, захватываем бункеры на побережье Нормандии. Задачи будничные, но неизменно интересные диспозицией, дизайном карт, обезоруживающей яростью и красотой схватки. Однако миссии изъяты из жизней трех совершенно разных персонажей, вырваны по-варварски грубо, без объяснений. Они начинаются и заканчиваются серединой, повествование не имеет ни начала, ни конца, ни смысла. Оно безыдейно, в нем отсутствует направление, связь времен, цель.
Но разве можно так не любить себя? Тема требует интриги, нарратива. При желании, Call of Duty 2 можно было превратить в исторический фарс «Пушки острова Наварон» или военно-полевой роман: игра могла бы с легкостью переплюнуть потливые претензии Brothers in Arms на историчность. Пусть русская кампания отдает перегаром «Врага у ворот», зато американская дарит второе дыхание уличным боям. Английская эскапада в Африке и вовсе прекрасна — от ночного боя в свете прожекторов до атаки под прикрытием танков Crusader. Кроме того, у британцев отменная фактура персонажей: эксцентричный капитан красных беретов и рокочущий («...trying my best, sssir») шотландец Макгрегор... Так где же, во имя богов, попкор-новое приключение с их участием?! Вместо Индианы Джонса Второй мировой — а легкомысленная и очаровательная Call of Duty 2 имела все шансы — мы получили набор «Сделай сам», сопровожденный рукописной инструкцией о том, как лучше измыслить сюжет для указанного изделия. Жаль. На дворе не 1996-й, Infinity Ward не id Software, а Call of Duty не Quake. Сценарии в readme-файле больше не работают — даже если мы правы, и шутеры вновь стали аркадами.
