Нужно понимать, что консольные игры несколько отличаются по принципу продажи от PC-игр. Разница в целом такая: в первую очередь, консольные игры привязаны к самой консоли, Понятно, что выпуск новой платформы и игр для нее - это общий проект. Есть стоимость разработки консоли, которая измеряется зачастую миллиардами. И есть стоимость разработки игр - она измеряется миллионами долларов. Соответственно точка безубыточности (минимальный объем производства и реализации продукции, при котором расходы компенсируются доходами. - Прим. ред.) считается в комбинации между консолью и играми - неважно, выходят они на запуске консоли или в ходе ее жизненного цикла. Важно, что это всегда комбинация правильной цены консоли и правильной цены игры. Понятно, что если снизить цену на игру, общее количество продаваемых копий увеличится. Стремление сделать игры доступными есть у каждого производителя, но это всегда борется с оценкой первой точки безубыточности, которую компания должна пройти по общему проекту и, скажем так, тем, когда эта точка безубыточности будет пройдена - в первый год, второй, третий. Иначе, например, получится, что при низкой цене на игры, стоимость консоли будет очень высокой - чтобы компенсировать затраты на разработку.
Вдобавок, выпуск игры (как и выпуск консоли) - это немалый риск, который тоже учитывается в стоимости. Она определяется общей средней инвестицией в разработку некоего среднего проекта и прогнозируемым количеством копий, которое будет продано на
выходе. Если, скажем, новинка не будет воспринята при цене в 2-3 раза ниже, чем сейчас, это обернется очень серьезными убытками для издателя и невозвратом очень большого количества инвестиций.
Поэтому тут влияет несколько факторов: риск по разработке игры, баланс между стоимостью платформы и стоимостью игры. В случае с независимыми издателями - взаимоотношения с платформодержателем, которые определяются договорами (сумма роялти и т.д.). На основе всего этого формируется цена, и естественно, это не только затраты на производство диска, но и стоимость разработки плюс заложенные риски.
П Расскажите, пожалуйста, поподробнее о том, из чего Г складывается цена на игру.
Есть несколько составляющих. Расходы на производство не очень большие - понятно, что сделать диск не стоит огромных денег. Упаковочная составляющая тоже не очень боли. А вот траты на разработку и лицензионная стоимость отъедают приличные доли в общей стоимости новинки. Дальше идут наценки остальных игроков на рынке: стоимость дистрибьюции, та маржа, которую хочет получить розница, налоги. Важный момент: если в Европе объявляют, что игра на запуске обойдется покупателям в 69 евро, наши соотечественники заплатят столько же, не больше. Хотя стоимость консоли у нас немного выше, по игре все риски плюс таможенные пошлины покрываются маржой производителя, поэтому мы продаем игры за те же 60-70 евро, что и в Европе, независимо от налоговой базы. Структура цены, правда, немного другая - наценки розницы выше, валютная составляющая есть. Тут все уже зависит от рынка: компания где-то зарабатывает больше, где-то меньше.