О, это так непривычно, неправильно — боготворить представителя сильного пола... Однако ж мы давно и безответно любит Тима Шефера, автора потрясающих Full Throttle! и Grim Fandango, по какому-то недоразумению зачисленных в квесты. Эта противоестественная страсть печатного издания к девелоперу — костер, на котором можно спалить весь мир.
Мы любим Тима не за его внешность, не за потрясающие физические данные и запредельный коэффициент умственного развития, и даже не за то, что он, по слухам, изобрел машину времени, роботов и Интернет. Мы любим его как носителя редкого искусства, почти уже утерянного ремесла — умения делать игры. В игропроме это умение всегда остается недооцененным, как в кино крайне неохотно отмечают способность делать кино, а в литературе — умение писать. Успех, в любой его форме, от хвалебных рецензий до кассовых сборов и золотых безделушек, приходит из-за сущей ерунды, из-за сиюминутных, надуманных факторов, из-за «уместности», «значимости для индустрии», «оригинальности» (о ней очень любят рассуждать люди, не игравшие ни в одну игру, выпущенную ранее 2001 года). Хотя какое это все, к чертям собачьим, имеет значение, когда доходит до дела, до взаимодействия с качеством материала, с авторской фантазией, с безграничным индивидуальным мастерством преображения затертых банальностей в высокотемпературные светила, озаряющие наше тоскливое бытие...
Это не ценят, это считается глупым ценить. Любая положительная рецензия — казус, причудливое сочетание рекламных настроек и внутренних установок рецензента. Когда вы сталкиваетесь с настоящей игрой, слово «геймплей» приходит вам на ум в последнюю, самую последнюю очередь. Psychonauts по недоразумению заносят в платформеры — только потому, что там надо прыгать по платформам. Ха! Опыт общения с Grim Fandango говорит нам, что, если в играх Шефера надо решать пазлы, это еще не обязательно квест.
Так что же все-таки производят Шефер и его команда? Давайте разберем «Психонавтов» по компонентам... Тут и запредельный, никому не нужный уровень письма, и трогательная естественность персонажей в горести, радости и праздном времяпрепровождении (уж если в других КИ герои ничего не делают, то они обычно стоят как столбы), и ничем не замутненное воображение, проявленное в дизайне (это в год Гигантского Окурка!) и построении сюжета, а также использование простейших аркадных принципов (подскочить, зацепиться, парашютировать) для создания восхитительно сложных и неоднозначных аркадных миров. Это ведь не просто «тематические» этапы! Со сменой круга интересов Тима — с поля боя на дискотеку, из дискотеки в театр, из театра в паранойю, из паранойи на фильм про гигантских монстров, а с фильма про гигантских монстров на мексиканскую живопись, — не просто меняются расположение платформ и цвет задника. Как и в Grim Fandango с каждой новой главой не просто менялись декорации, будто в нормальном квесте-путешес-твии; нет, там менялись время и место, менялся герой, менялся уровень восприятия.
В «Психонавтах» мы вместе с Разом хотим от разных уровней разных вещей (а не просто скорейшего финала): где-то разгадки тайны, где-то поцелуя любимой, где-то избавления от страхов, комплексов, эмоционального воссоединения с отцом... И мы хотим этого всем сердцем или, если угодно, каждой кнопкой. В Мясном цирке мы не просто проходим последовательность акробатических номеров — мы стараемся, чтобы Раз хорошо смотрелся перед папочкой. У этой игры великое множество слоев, и она вовсе не создана для того, чтобы какой-то особо упертый товарищ постиг их все. Глубинные слои «Психонавтов» сделаны ради того, чтобы быть, чтобы служить смутным фоном. При зачатии концепции этой игры Ше-фер явно вдохновлялся моделью человеческой психики... Бессознательное в «Психонавтах» — это то, что не достигает строчек рецензий, это не главная, но все же неотъемлемая часть pc игры, говорить о который мы с вами не сможем НИКОГДА, ибо слишком глубоко в себя пришлось бы при этом заглядывать. Не так давно я полюбил игру nfs (жанр гонки) за ее красочный гемплей почти как и у Psychonauts в ней можно тюнинговать автомобили меняя глушители, колеса и т.д на более современные или по лучше. Сам процесс тюнинга просто нужно лишь заработать на новые автомобильные детали установка происходит автоматически.
